Что нужно знать родителям о буллинге

10.12.2025

Переход из начальной в среднюю школу традиционно считается одним из труднейших кризисных периодов школьного обучения. Это период также сопровождают ускоренное физическое и половое созревание, психологические и физиологические колебания, стремление подростков к повышению своего социального статуса.

В старшей школе из-за перехода на профильное обучение может измениться состав обучающихся в классах. В результате адаптация к новому сообществу, к новым учителям и классному руководителю проходит в разных психологических условиях. Стремление к доминированию в новой социальной среде, конкуренция и деструктивное соперничество приводят к тому, что некоторые подростки пытаются обесценить успехи и достижения одноклассников, начинают делить их на «друзей» и «врагов».

Поиски жертвы, системное и осознанное агрессивное преследование становятся поводом для объединения подростков в деструктивные группы, разделения детского сообщества на «своих» и «чужих», доминирования и установления властных отношений, подобных «дедовщине» в армии.

Существенной характеристикой буллинга как системного агрессивного преследования является наличие преследователя или группы преследователей,жертвы и наблюдателей.

В ситуации буллинга в образовательной организации взрослые должны найти ответ на три вопроса:

  1. Что происходит? – для определения позиции преследователя, жертвы и наблюдателей;

  2. Что предшествовало? – для определения связи событий до ситуации проявления буллинга;
  3. Что последует далее? – для определения последствий проявления буллинга.

Почему буллинг – это не просто конфликт?

  1. Цель преследователей – намеренное и продуманное преследование жертвы, ее унижение и подчинение, а не поиск компромисса и взаимного согласия.
  2. Страдания и боль жертвы оцениваются как победа и власть над жертвой, преследователям приносит удовольствие преследование жертвы.
  3. Наблюдается неравенство сил, и преследование направлено только на жертву.
  4. Травля происходит систематически и растягивается во времени, т. е. становится осознанным длительным процессом.
  5. Устанавливается правило: «Мы не дружим с тем, кто общается с ней или с ним».
  6. Отвергается любое стремление жертвы найти компромисс и наладить отношения.
  7. В подростковом возрасте возрастает потребность взаимодействия в группе, объединения в группы друзей, поиске «врагов» и групповом преследовании.
  8. Без вмешательства взрослых невозможно остановить травлю и защитить жертву буллинга, обеспечить ее безопасность.

Как взрослые влияют на проявления агрессии и насилия в школе?

Деструктивная позиция родителей:

  • Группа родителей стремится занять доминирующее положение, разделяет взрослое и детское сообщества на «своих» и «чужих» и способствует разобщению и противостоянию.

  • Избирательно демонстрируют некоторым семьям пренебрежение и предлагают им «заработать» право вхождения в круг «избранных». Часть родителей, чтобы быть «вхожими» в этот круг, соглашаются на заведомо низкий статус (так называемые «шестерки»).

  • Проявляют негативные эмоции к достижениям и успехам другого ребенка, стремятся обесценить и опорочить репутацию конкурента и соперника.

Деструктивная позиция педагогов:

  • Занимают позицию невмешательства или выбирают тактику реагирования «дети сами разберутся».

  • Признают только прямое проявление буллинга, когда жертва подвергается физическому насилию, а проявление психологической травли считают проблемой ребенка-жертвы и его родителей.

  • Целенаправленно способствуют разобщению детей и родителей, преследуют корыстные цели и создают особые условия для своей материальной выгоды (предлагают репетиторство или иные дополнительные занятия на платной основе, родители решают личные проблемы педагога и т. д.).

  • Допускают доминирование и негативное влияние отдельных групп в родительском и детском сообществах.

  • Делегируют свои обязанности родительским комитетам и наделяют их особыми властными полномочиями, в том числе и для подавления неугодных родителей и школьников.

Как проявляется буллинг в школе?

  • Портят личные вещи ребенка: в раздевалке прячут одежду и обувь, бросают на пол верхнюю одежду, на перемене разбрасывают со стола письменные принадлежности и др.

  • Применяют физическую силу: наносят побои, толкают, пинают и др.

  • Угрожают физической расправой, стараются заставить жертву испытывать страх.

  • Систематически подвергают насмешкам и оскорблениям, которым ребенок не может противостоять.

  • Вымогают деньги или вещи.

  • Принуждают к различным действиям с целью унижения и подчинения.

  • Социальная изоляция: ребенок сидит в одиночестве на уроках и переменах, его игнорируют, блокируют телефон, исключают из школьного чата и др.

  • Распространяют негативную информацию в общем чате или социальных сетях: видеоролики, фотографии, порочащие репутацию ребенка.

Признаки деструктивной ситуации в школе

  • Ребенок не желает ходить в школу или прогуливает уроки без причины.

  • Он замкнут, избегает общения со всеми (учениками и учителями).

  • Избегает участия в групповых мероприятиях класса в школе и вне школы.

  • Избегает участия в школьных мероприятиях (экскурсиях, командных соревнованиях, состязаниях, творческих мероприятиях и др.).

Как родителям поддержать ребенка, если в школе проявляется буллинг?

  • Мы будем тебя поддерживать и защищать, и не позволим тебя преследовать.

  • Не расстраивайся, если тебя назвали «стукачом», – так говорят, чтобы скрыть факт травли.

  • Помни, что обидчики хотят тебя унизить и установить свою власть над тобой.

  • Не поддавайся на провокации и веди себя спокойно, уверенно.

  • Ищи поддержку среди одноклассников, которым доверяешь.

  • Поговори со свидетелями и попроси помощи и поддержки.

  • Попробуй с юмором и иронией отвечать обидчикам – таким образом ты сможешь обесценить их выпады, уменьшить их «пыл» и снизить уверенность в доминировании.

  • Не проявляй ответную агрессию и не мсти обидчикам, чтобы не стать «крайним».

  • Запомни, что в школе никто не будет покрывать травлю, если ты поставишь в известность учителей или руководство школы.

  • Запомни, что твое молчание и терпимость по отношению к преследователям не остановит травлю.

Что сказать ребенку, если он стал свидетелем буллинга в школе?

  • Постарайся поддержать потерпевшего и оказать ему посильную помощь.

  • Не поддерживай и не одобряй действия преследователей или обидчиков.

  • Не присоединяйся к преследованию.

  • Пытайся разрядить обстановку и остановить травлю.Хочу такой сайт

  • В ситуации буллинга постарайся связаться с родителями или с учителем, которому доверяешь, и рассказать о критической ситуации.

  • Не бойся защищать потерпевшего, на его месте можешь оказаться и ты, и тебе в подобной ситуации понадобится поддержка.

Кто и почему чаще становится жертвой буллинга?

  • Ребенок может оказаться жертвой в школе, если он «новенький» или его друзья перешли в другую школу и он остался в одиночестве без поддержки со стороны одноклассников и классного руководителя.

  • Нерешительная реакция и замешательство жертвы в ответ на оскорбление воспринимаются как проявление слабости одноклассника, и могут спровоцировать обидчика на активное продолжение агрессивных действий и преследования.

  • Деструктивная конкурентная среда и враждебное отношение к успехам и достижениям другого человека вызывают негативные эмоции (зависть, обиду и др.). У школьников появляется стремление через унижения и оскорбления обесценить успехи и достижения соперников или конкурентов.

  • Взрослые – учителя, классный руководитель, родители другого ученика – могут заниматься «коллективной проработкой проблемного ребенка»: у них могут быть конфликтные отношения с родителями ребенка, и тогда он выбирается как средство давления на его семью; или сам ребенок по разным причинам становится неугодным для взрослых.

  • Внешние отличительные признаки: если ребенок принадлежит к иной культуре (национальной или религиозной) либо существенно отличается от других школьников по физическим параметрам (имеет лишний вес или наоборот, выше или ниже остальных и т.д.). Фактором буллинга могут стать: низкий статус, обусловленный неудачами в обучении и отставанием от учебной программы; несоответствие, с точки зрения одноклассников, внешнего вида ребенка (одежды, аксессуаров, обуви и др.) принятому в одной из подростковых субкультур. Проблемой может стать и отсутствие престижных гаджетов и других подобных атрибутов, которые стали пропуском в круг «правящих крутых», или отказ следовать установленным ими деструктивных норм и правил «выживания» в школе.

Кто становится преследователем и проявляет инициативу?

Инициатором травли становится школьник, получивший поддержку от других учеников или учителей. Он стремится стать лидером, поэтому втягивает одноклассников в совместную травлю. Ищет жертву, чтобы держать в страхе других детей и установить свою власть в сообществе. Уверен в безнаказанности, вседозволенности и покровительстве учителей и других школьников. Унижение и оскорбление другого человека перед свидетелями приносит ему радость и удовлетворение.

Какими бывают свидетели буллинга?

  • Одобряющие – не принимают сами непосредственное участие в травле, но поддерживают обидчиков и всячески показывают свою лояльность к ним.

  • Пассивно одобряющие – с интересом наблюдают, но скрывают свое истинное отношение к участникам буллинга.

  • Потенциальные защитники – не одобряют действия агрессоров, но и не вмешиваются в ситуацию буллинга.

  • «Тайные» защитники – скрывают свою помощь пострадавшему.

  • Активные защитники – никого не боятся и пытаются остановить травлю.

Какие основные способы реагирования выбирают свидетели?

  • Невмешательство и стремление остаться вне конфликтной ситуации.

  • Поддержка преследователя или группы преследователей.

  • Поддержка и защита жертвы буллинга.

Какие действия свидетеля поддерживают преследователей?

  • Равнодушие или молчание свидетелей понимается как поддержка агрессивного преследования.

  • Страх свидетелей и их опасение за собственное благополучие укрепляют стремление обидчиков к продолжению травли одноклассника.

  • Желание других школьников или учителей присоединиться к совместной травле приносит уверенность обидчикам.

Какие действия детей смогли бы остановить травлю?

  • Не поддерживать агрессоров.

  • Оценить событие как критическое и деструктивное.

  • Привлечь внимание других школьников к защите жертвы.

  • Взять на себя ответственность за прекращение травли.

  • Конкретные конструктивные действия, которые помогут поддержать жертву.

  • Конкретные не агрессивные действия, которые помогут прекратить травлю и остановить преследователей.

Распространенные виды проявления агрессии в информационном пространстве:

  • Социальная изоляция или бойкот – исключение из чатов, бесед, школьных и неформальных групп.

  • Угрозы расправой – открытое или косвенное преследование ребенка, агрессоры назначают «стрелки», пытаются установить маршрут его передвижения или домашний адрес.

  • Троллинг – агрессоры намеренно провоцируют, пытаясь вывести ребенка из психологического равновесия, пишут комментарии или сообщения в грубой унизительной форме.

  • Хейтинг – длительная травля с негативными выпадами и оскорблениями в адрес ребенка.

  • Диссинг – распространение порочащих слухов, недостоверной информации, «фотожаб», фальсификация переписки с целью дискредитации ребенка.

  • Фрейпинг – анонимный кибербуллинг через взлом личного аккаунта и публикация от имени жертвы нежелательного контента.

  • Харассмент – целенаправленные домогательства, нарушающие половую неприкосновенность ребенка.

  • Аутинг – разглашение личной информации (переписки, фотографий, в том числе и похищенной информации), угрозы распространения конфиденциальной информации.

Родителям необходимо знать, что в современных реалиях проявление буллинга и кибербуллинга взаимосвязаны.

Что делать в ситуации кибербуллинга?

  1. Не писать в ответ оскорбительные комментарии, не принимать участие в так называемых «разборках».
  2. Необходимо сделать скриншот оскорблений или непристойных предложений для того, чтобы обеспечить документальное доказательство факта онлайн-травли (в самых «тяжелых» случаях родителям ребенка следует прибегнуть к помощи нотариуса: он официально заверит сделанный скриншот).
  3. Прекратить общение и заблокировать агрессора или группу агрессоров.
  4. Попросите ребенка обязательно рассказать о случае проявления кибербуллинга для принятия важного решения: положиться на свои силы или обратиться за деятельным содействием в правоохранительные органы.

Что делать в ситуации травли в школе?

  1. Ребенок должен знать, что ему будет оказана поддержка и травля будет прекращена.
  2. По возможности надо связаться с родителями преследователя или преследователей и поставить их в известность, но не стоит переходить на конфликтные отношения и «разборки».
  3. Связаться с классным руководителем, договориться о встрече и вместе составить план преодоления деструктивной ситуации. Классный руководитель должен знать о серьезности ваших намерений в вопросах защиты ребенка.

Как не допустить проявления агрессии в школьных чатах?

  1. Разделяйте личные и общие чаты, приватные коммуникации и публичные. Не пишите необдуманные сообщения и старайтесь не выражать отрицательные эмоции, не давать негативную оценку событию или другому человеку. Помните, что любое ваше сообщение могут переслать или сделать скрин, и таким образом ваше послание может стать достоянием широкой публики. Не публикуйте материалы (фотографии, тексты и др.), которые могут компрометировать вас или других.

  2. Установите в общем школьном чате правила и нормы корректного и эффективного общения: отправлять лаконичные, краткие и информативные сообщения, недопустимо использование нецензурных слов, оскорблений и грубых выпадов, нельзя отправлять сообщения после 22.00 часов и ранее 8.30, голосовые сообщения отправлять только в случае крайней необходимости и др.

  3. Установите дежурство администраторов, которые будут отслеживать коммуникации в общем школьном чате. Важно, чтобы каждый желающий мог принять участие в контроле за соблюдением общепринятых норм и правил – таким образом повышается общая и личная ответственность за состояние атмосферы взаимодействия участников группы.

Автор статьи: Андрианова Роза Ахбановна,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».