13.01.2025
СОГЛАСОВАНО: Решение
Педсовета протокол
№3 18.02.2022г |
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ
«Платинская ООШ» _______/И.В.Боянкина пр.№ от 18 . 02. 2022
|
Положение
о программе наставничества в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении «Платинская основная общеобразовательная школа»
(МБОУ «Платинская ООШ»)
1. Общие
положения
1.1 Примерное
положение о программе наставничества разработано на основании Методических
рекомендаций разработанных ведомственным проектным офисом национального проекта
«Образование» для методической поддержки внедрения в субъектах Российской
Федерации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным (далее – ОО), в том
числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее -
целевая модель наставничества), утвержденной распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 (Методических рекомендации прилагаются).
1.2. В МБОУ
«Платинская ООШ» общее руководство по реализации программы наставничества
осуществляет куратор программы
наставничества, назначенный приказом Директора.
2. Описание
программы наставничества
Реализация
программы наставничества в образовательных организациях включает семь основных
этапов.
1)
Подготовка условий для запуска программы
наставничества.
2)
Формирование базы наставляемых.
3)
Формирование базы наставников.
4)
Отбор и обучение наставников.
5)
Формирование наставнических пар или
групп.
6)
Организация работы наставнических пар или
групп.
7)
Завершение наставничества.
Форму программы
наставничества МБОУ «Платинская ООШ» определяют самостоятельно из предлагаемых
в целевой модели наставничества: форма
«ученик-ученик», форма «учитель-учитель», форма «студент-ученик», форма
«работодатель-ученик».
3. Процедуры
отбора и обучения наставников
3.1.
Первым шагом процесса подбора является заполнение анкеты в письменной свободной
форме всеми потенциальными наставниками, включающей дополнительные к указанным
в базе наставников сведения. Анкета должна содержать сведения о кандидате, его
опыте и намерениях, мотивации участвовать в программе наставничества, об особых
интересах, хобби, предпочтениях в выборе наставляемого, о предпочтительном
возрасте обучающегося, с которым он хотел бы работать, а также о предпочтениях
в отношении времени и периодичности встреч.
3.2.
Вторым этапом отбора выступает собеседование. В том случае, если наставляемым выступает
обучающийся до 14 лет (младший подростковый возраст), имеющий психологические
трудности, собеседование проводится куратором программы наставничества
совместно со штатным либо приглашенным психологом. Последнему необходимо в
свободной, но письменной форме подтвердить, что наставник способен выполнять
задачи, предусматриваемые целевой моделью наставничества, готов к коммуникации
с обучающимся, соответствует ведущему принципу «не навреди» и не нанесет
возможный урон психике и здоровью обучающегося.
Психологу
и/или куратору необходимо заранее подготовить перечень вопросов, которые будут
заданы претенденту. В них обязательно должны запрашиваться:
личная
информация (в том числе образование, опыт работы, достижения);
личные
качества (в том числе сильные и слабые стороны, хобби, увлечения);
ожидания
от участия в программе наставничества;
мотивация
на участие в программе наставничества;
психологическая
готовность к роли наставника.
Также
в процессе собеседования необходимо узнать, позволит ли распорядок дня
наставника выделять достаточно времени для наставнических отношений. Нужно
удостовериться, что кандидат понимает свои задачи относительно наставляемого,
требования к его личности и поведению во время встреч с наставляемым, уровень
контроля за результатами реализации программы.
Основные
принципы наставника, способствующие организации эффективного сотрудничества и
реализации всех задач программы наставничества, могут быть выражены следующим
набором категорий.
1. Принятие (неосуждение наставляемого).
2. Умение слушать и слышать.
3. Умение задавать вопросы.
4. Равенство (отношение к наставляемому как к
равному).
5. Честность и открытость.
6. Надежность и ответственность.
7. Последовательность.
4. Процесс
формирования пар и групп из наставника и наставляемого (наставляемых);
процесс
закрепления наставнических пар
Основная задача
этапа - сформировать пары «наставник - наставляемый» либо группы из наставника
и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям. Основные
критерии:
профессиональный
профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать
запросам наставляемого или наставляемых;
у наставнической
пары или группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в
будущем эффективно работать в рамках программы наставничества.
В целях
формирования оптимальных наставнических пар либо групп необходимо:
Провести общую
встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом
удобном для участников формате (например, каждый наставник 5-10 минут общается
с каждым наставляемым, далее следует серия выступлений наставников с
последующим общением с наставляемыми).
Получить обратную
связь от участников общей встречи - как от наставников, так и наставляемых.
Обратная связь
собирается в формате анкет со следующими вопросами.
С кем из
наставников вы бы хотели работать в рамках программы наставничества?
Кто может помочь
вам достичь желаемых целей?
С кем из
наставляемых вы бы хотели работать в рамках программы наставничества?
Кому вы сможете
помочь в рамках выбранных наставляемым целей, если они были озвучены?
Закрепить
результат, проанализировав обратную связь на предмет максимальных совпадений.
Если какой-то наставляемый остался без наставника по результатам анализа,
куратору необходимо будет провести дополнительную встречу с наставляемым для
выяснения подробностей и причин подобного несовпадения. Куратор по согласованию
с наставником может предложить обоим участникам провести дополнительную встречу
(серию встреч) для определения объективных возможностей создать пару.
Сообщить всем
участникам итоги встречи (независимо от ее формата) и зафиксировать сложившиеся
пары или группы в специальной базе куратора. Предоставить участникам программы
наставничества контакты куратора и их наставника для последующей организации
работы.
Результатом этого
этапа станут сформированные наставнические пары или группы, готовые продолжить
работу в рамках программы.
5. Организация
хода реализации программы наставничества
Главная задача
данного этапа - закрепление гармоничных и продуктивных отношений в
наставнической паре или группе так, чтобы они были максимально комфортными,
стабильными и результативными для обеих сторон.
Работа в каждой
паре или группе включает:
встречу-знакомство;
пробную рабочую
встречу;
встречу-планирование;
комплекс
последовательных встреч с обязательным заполнением форм обратной связи;
итоговую встречу.
Подробное
описание этапов в целевой модели наставничества.
5. Формы и сроки
отчетности наставника и куратора о процессе реализации программы наставничества
По окончании
встречи куратор собирает заполненные участниками. Если участники обоюдно
выражают желание продолжить общение в рамках будущих программ наставничества,
куратор фиксирует это в результатах и в базах наставников и наставляемых, если
участники выражают желание продолжить взаимодействие вне программы, куратор
также фиксирует это в результатах.
Приложение.
Примерные формы документов
Примерная форма базы наставляемых
№ |
ФИО наставляемого |
Контактные
данные для связи (данные представителя) |
наставляемого |
Основной запрос наставляемого |
Дата
вхождения в программу |
ФИО наставника |
Форма наставничества |
Место
работы/ учебы наставника |
Дата
завершения программы |
Результаты программы |
Ссылка
на кейс/отзыв наставляемого, размещенные
на сайте организации |
Отметка
о прохождении программы |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерная форма базы наставников
№ |
ФИО
наставника |
Контактные
данные для связи |
Место
работы/ учебы наставника |
Основные
компетенции настав ника |
Важные
для программы достижения наставника |
Интересы
наставника |
Желаемый
возраст наставляемых |
Ресурс
времени на программу наставничества |
Дата
вхождения в программу |
ФИО
наставляемого (наставляемых) |
Форма
наставничества |
Место
работы/ учебы наставляемого |
Дата
завершения программы |
Результаты
программы |
Ссылка
на кейс/отзыв наставника, размещенные
на сайте организации |
1 |
|||||||||||||||
2 |
6. Формы и
условия поощрения наставника МБОУ «Платинская ООШ» определяет самостоятельно.
7. Критерии эффективности работы наставника
Куратор имеет
право устанавливать индивидуальные для МБОУ «Платинская ООШ» и выбранных форм наставничества правила
перехода по трем уровням иерархии (примерное название - Начальный, Золотой,
Платиновый), но сохраняющие нижеуказанную логику ценности достижений.
Уровень 1.
Начальный уровень («Молодой наставник»). Необходимые достижения для получения
уровня:
- завершена одна программа наставничества;
- процент посещаемости встреч - 70%;
- процент положительных отзывов от
наставляемого - 70%;
- посещено два внешних мероприятия
(выставка, лекция, концерт,
вебинар, урок,
фильм и т. д.);
- получено 15 дополнительных баллов.
Уровень 2.
Золотой уровень («Продвинутый наставник»). Необходимые достижения для получения
уровня:
- завершены три программы наставничества;
- процент посещаемости встреч - 80%;
- процент положительных отзывов от
наставляемых - 85%;
- посещено пять внешних мероприятий;
- успешно представлены два проекта с
наставляемыми;
- один из наставляемых стал наставником в
личном цикле программы;
- создан
и размещен на сайте организации один успешный кейс;
- получено 40 дополнительных баллов.
Уровень 3.
Платиновый уровень («Мастер-наставник»). Необходимые достижения для получения
уровня:
- завершены восемь программ
наставничества;
- процент посещаемости встреч - 90%;
- процент положительных отзывов от
наставляемых - 90%;
- посещено десять внешних мероприятий;
- успешно представлены пять проектов с
наставляемыми;
- трое наставляемых стали наставниками в
личном цикле программы;
- созданы и опубликованы на сайте
организации три успешных кейса;
- проведены две консультации или тренинга
для будущих наставников;
- посещено одно федеральное мероприятие
для наставников;
- получено 100 дополнительных баллов.
8. Форма
соглашения между наставником и наставляемым, а также законными представителями
наставляемого в случае, если участник программы несовершеннолетний;
формы согласий на обработку персональных данных от участников наставнической программы или их законных представителей в случае, если участники несовершеннолетние МБОУ «Платинская ООШ» разрабатывает са
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2025
Дата обновления: 13.01.2025
Дата публикации: 13.01.2025