Положение о наставничестве

13.01.2025

 

СОГЛАСОВАНО:

Решение Педсовета

протокол №3

18.02.2022г

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Платинская ООШ»

_______/И.В.Боянкина

пр.№   от 18 . 02. 2022

 

 

 Положение

о программе наставничества в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Платинская основная общеобразовательная школа»

(МБОУ «Платинская ООШ»)

 

1. Общие положения

1.1 Примерное положение о программе наставничества разработано на основании Методических рекомендаций разработанных ведомственным проектным офисом национального проекта «Образование» для методической поддержки внедрения в субъектах Российской Федерации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным (далее – ОО), в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее - целевая модель наставничества), утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019  № Р-145 (Методических рекомендации прилагаются).

1.2. В МБОУ «Платинская ООШ» общее руководство по реализации программы наставничества осуществляет куратор программы наставничества, назначенный приказом Директора.

2. Описание программы наставничества

Реализация программы наставничества в образовательных организациях включает семь основных этапов.

1)    Подготовка условий для запуска программы наставничества.

2)    Формирование базы наставляемых.

3)    Формирование базы наставников.

4)    Отбор и обучение наставников.

5)    Формирование наставнических пар или групп.

6)    Организация работы наставнических пар или групп.

7)    Завершение наставничества.

Форму программы наставничества МБОУ «Платинская ООШ» определяют самостоятельно из предлагаемых в  целевой модели наставничества: форма «ученик-ученик», форма «учитель-учитель», форма «студент-ученик», форма «работодатель-ученик».

 

3. Процедуры отбора и обучения наставников

3.1. Первым шагом процесса подбора является заполнение анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками, включающей дополнительные к указанным в базе наставников сведения. Анкета должна содержать сведения о кандидате, его опыте и намерениях, мотивации участвовать в программе наставничества, об особых интересах, хобби, предпочтениях в выборе наставляемого, о предпочтительном возрасте обучающегося, с которым он хотел бы работать, а также о предпочтениях в отношении времени и периодичности встреч.

3.2. Вторым этапом отбора выступает собеседование. В том случае, если наставляемым выступает обучающийся до 14 лет (младший подростковый возраст), имеющий психологические трудности, собеседование проводится куратором программы наставничества совместно со штатным либо приглашенным психологом. Последнему необходимо в свободной, но письменной форме подтвердить, что наставник способен выполнять задачи, предусматриваемые целевой моделью наставничества, готов к коммуникации с обучающимся, соответствует ведущему принципу «не навреди» и не нанесет возможный урон психике и здоровью обучающегося.

Психологу и/или куратору необходимо заранее подготовить перечень вопросов, которые будут заданы претенденту. В них обязательно должны запрашиваться:

личная информация (в том числе образование, опыт работы, достижения);

личные качества (в том числе сильные и слабые стороны, хобби, увлечения);

ожидания от участия в программе наставничества;

мотивация на участие в программе наставничества;

психологическая готовность к роли наставника.

Также в процессе собеседования необходимо узнать, позволит ли распорядок дня наставника выделять достаточно времени для наставнических отношений. Нужно удостовериться, что кандидат понимает свои задачи относительно наставляемого, требования к его личности и поведению во время встреч с наставляемым, уровень контроля за результатами реализации программы.

Основные принципы наставника, способствующие организации эффективного сотрудничества и реализации всех задач программы наставничества, могут быть выражены следующим набором категорий.

1.      Принятие (неосуждение наставляемого).

2.      Умение слушать и слышать.

3.      Умение задавать вопросы.

4.      Равенство (отношение к наставляемому как к равному).

5.      Честность и открытость.

6.      Надежность и ответственность.

7.      Последовательность.

4. Процесс формирования пар и групп из наставника и наставляемого (наставляемых);

процесс закрепления наставнических пар

Основная задача этапа - сформировать пары «наставник - наставляемый» либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям. Основные критерии:

профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;

у наставнической пары или группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно работать в рамках программы наставничества.

В целях формирования оптимальных наставнических пар либо групп необходимо:

Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом удобном для участников формате (например, каждый наставник 5-10 минут общается с каждым наставляемым, далее следует серия выступлений наставников с последующим общением с наставляемыми).

Получить обратную связь от участников общей встречи - как от наставников, так и наставляемых.

Обратная связь собирается в формате анкет со следующими вопросами.

С кем из наставников вы бы хотели работать в рамках программы наставничества?

Кто может помочь вам достичь желаемых целей?

С кем из наставляемых вы бы хотели работать в рамках программы наставничества?

Кому вы сможете помочь в рамках выбранных наставляемым целей, если они были озвучены?

Закрепить результат, проанализировав обратную связь на предмет максимальных совпадений. Если какой-то наставляемый остался без наставника по результатам анализа, куратору необходимо будет провести дополнительную встречу с наставляемым для выяснения подробностей и причин подобного несовпадения. Куратор по согласованию с наставником может предложить обоим участникам провести дополнительную встречу (серию встреч) для определения объективных возможностей создать пару.

Сообщить всем участникам итоги встречи (независимо от ее формата) и зафиксировать сложившиеся пары или группы в специальной базе куратора. Предоставить участникам программы наставничества контакты куратора и их наставника для последующей организации работы.

Результатом этого этапа станут сформированные наставнические пары или группы, готовые продолжить работу в рамках программы.

5. Организация хода реализации программы наставничества

Главная задача данного этапа - закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре или группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.

Работа в каждой паре или группе включает:

встречу-знакомство;

пробную рабочую встречу;

встречу-планирование;

комплекс последовательных встреч с обязательным заполнением форм обратной связи;

итоговую встречу.

Подробное описание этапов в целевой модели наставничества.

5. Формы и сроки отчетности наставника и куратора о процессе реализации программы наставничества

По окончании встречи куратор собирает заполненные участниками. Если участники обоюдно выражают желание продолжить общение в рамках будущих программ наставничества, куратор фиксирует это в результатах и в базах наставников и наставляемых, если участники выражают желание продолжить взаимодействие вне программы, куратор также фиксирует это в результатах.

Приложение. Примерные формы документов

Примерная форма базы наставляемых

 

ФИО

наставляемого

Контактные данные для связи (данные представителя)

Год рожденияХочу такой сайт

наставляемого

Основной

запрос

наставляемого

Дата вхождения в программу

ФИО

наставника

Форма

наставничества

Место работы/ учебы

наставника

Дата завершения

программы

Результаты

программы

Ссылка на кейс/отзыв

наставляемого,

размещенные на сайте

организации

Отметка о прохождении

программы

1

                       

2

                       
 

Примерная форма базы наставников

 

ФИО наставника

Контактные данные для связи

Место работы/ учебы наставника

Основные компетенции настав ника

Важные для программы достижения

наставника

Интересы наставника

Желаемый возраст наставляемых

Ресурс времени на программу

наставничества

Дата вхождения в программу

ФИО наставляемого (наставляемых)

Форма наставничества

Место работы/ учебы наставляемого

Дата завершения программы

Результаты программы

Ссылка на кейс/отзыв наставника,

размещенные на сайте организации

1

                             

2

                             
   


6. Формы и условия поощрения наставника МБОУ «Платинская ООШ» определяет самостоятельно.

 

7.  Критерии эффективности работы наставника

Куратор имеет право устанавливать индивидуальные для МБОУ «Платинская ООШ»  и выбранных форм наставничества правила перехода по трем уровням иерархии (примерное название - Начальный, Золотой, Платиновый), но сохраняющие нижеуказанную логику ценности достижений.

Уровень 1. Начальный уровень («Молодой наставник»). Необходимые достижения для получения уровня:

-        завершена одна программа наставничества;

-        процент посещаемости встреч - 70%;

-        процент положительных отзывов от наставляемого - 70%;

-        посещено два внешних мероприятия (выставка, лекция, концерт,

вебинар, урок, фильм и т. д.);

-        получено 15 дополнительных баллов.

Уровень 2. Золотой уровень («Продвинутый наставник»). Необходимые достижения для получения уровня:

-        завершены три программы наставничества;

-        процент посещаемости встреч - 80%;

-        процент положительных отзывов от наставляемых - 85%;

-        посещено пять внешних мероприятий;

-        успешно представлены два проекта с наставляемыми;

-        один из наставляемых стал наставником в личном цикле программы;

 -       создан и размещен на сайте организации один успешный кейс;

-        получено 40 дополнительных баллов.

Уровень 3. Платиновый уровень («Мастер-наставник»). Необходимые достижения для получения уровня:

-        завершены восемь программ наставничества;

-        процент посещаемости встреч - 90%;

-        процент положительных отзывов от наставляемых - 90%;

-        посещено десять внешних мероприятий;

-        успешно представлены пять проектов с наставляемыми;

-        трое наставляемых стали наставниками в личном цикле программы;

-        созданы и опубликованы на сайте организации три успешных кейса;

-        проведены две консультации или тренинга для будущих наставников;

-        посещено одно федеральное мероприятие для наставников;

-        получено 100 дополнительных баллов.

8. Форма соглашения между наставником и наставляемым, а также законными представителями наставляемого в случае, если участник программы несовершеннолетний;

формы согласий на обработку персональных данных от участников наставнической программы или их законных представителей в случае, если участники несовершеннолетние МБОУ «Платинская ООШ» разрабатывает са

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.01.2025

Дата обновления: 13.01.2025

Дата публикации: 13.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».