ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
МБОУ «Платинская ООШ»
Протокол №1 от « 28 » августа 2023
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ «Платинская ООШ»
И.В.Боянкина
Приказ№ 23-од от 1.09.2023
Положение о профилактической работе с
несовершеннолетними, находящимися в социально
опасном положении
I.
Общие положения
1.1. Положение о профилактической работе в образовательной
организации с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном
положении (далее Положение) разработано в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Федеральным Законом № 120 «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с
изменениями и дополнениями от 21.11.2022г.)
1.2. Настоящее Положение определяет функциональные обязанности
ОО и принципы взаимодействия с учреждениями, занимающимися
профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.3. Учету подлежат семьи, находящиеся в социально опасном положении
и семьи «группы риска», находящиеся в трудной жизненной ситуации.
1.4. Основные определения и понятия:
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, где
родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют
свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или)
отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей
(отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания несоблюдение
санитарно-гигиенических условий проживания);
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей,
жилья и т.д.);
отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей
(пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество,
проституция);
жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического,
психического и морального ущерба ребенку);
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со
школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Из определений «несовершеннолетний, находящийся в социально
опасном положении» следует, что даже если несовершеннолетний проживает
во
внешне
благополучной
семье,
но
совершил
преступление
или
систематически совершает правонарушения, то данная семья относится к
категории семей, находящихся в социально опасном положении.
Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – это семья,
члены которой уязвимы вследствие каких-либо обстоятельств или могут
понести ущерб от определенных социальных воздействий окружающей среды.
К таким группам относятся следующие категории семей:
- малообеспеченные;
- многодетные;
2
- неполные семьи;
- семьи мобилизованных;
- приемные семьи.
1.5 Целью учета таких семей является организация взаимодействия
специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации
дезадаптированных детей, оказание им квалифицированной помощи.
II.
Функциональные обязанности образовательной организации
2.1. Образовательная организация формирует внутришкольный банк
данных семей, находящихся в социально опасном положении и трудной
жизненной ситуации на 1 октября ежегодно.
2.2.
Образовательная
организация
проводит
индивидуально-
профилактическую работу - своевременное выявление несовершеннолетних и
семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально
педагогической
реабилитации
и
предупреждению
совершения
ими
правонарушений и антиобщественных действий.
2.3. Образовательная организация проводит профилактику безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, осуществляя систему социальных,
правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение
причин
и
условий,
способствующих
безнадзорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, в
совокупности с индивидуальной работой с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в СОП.
2.4. Образовательная организация принимает участие в организации
летнего отдыха, досуга, занятости несовершеннолетних.
2.5. Образовательная организация ведет учет несовершеннолетних, не
посещающих или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия в образовательной организации.
3
2.6. Педагогический коллектив разрабатывает и внедряет в практику
работы
общеобразовательного
направленные
на
учреждения
формирование
программы
и
законопослушного
методики,
поведения
несовершеннолетних, на формирование социальных навыков коммуникации:
выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или
поведении, проводят их комплексное обследование для ЦМППК, с целью
определения дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетнего,
оказания психолого-педагогической помощи;
- организует социально-культурную среду для несовершеннолетних из семей,
находящихся
в
СОП
с
целью
профилактики
безнадзорности
несовершеннолетних;
- осуществляет работу Совета профилактики в школе;
- предоставляет в недельный срок характеристики на несовершеннолетних по
запросу КДН, ПДН и д.р.;
- принимает участие в работе КДН , ПДН ,Центр Семья.
III. Порядок учета
1. Учету подлежат семьи, где доминирует фактор:
Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей;
Жестокое обращение с ребенком;
Семья, где родители злоупотребляют спиртными напитками (оба родителя);
Неполная семья, где родители злоупотребляют спиртными напитками (матьодиночка, утеря кормильца, развод);
Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных
учреждениях;
Родители ограничены в родительских правах, но дети проживают вместе с
ними;
Семья в состоянии развода или после развода;
Полная семья, один из родителей злоупотребляет спиртными напитками;
Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы, жилья у
4
родителей).
2. Учету подлежат несовершеннолетние:
Имеющие склонность к вредным привычкам;
Регулярно или систематически пропускающие занятия без уважительных
причин не более 10 дней;
Имеющие склонность к девиантному поведению.
3. Решение о постановке на учет выносится на Совете по профилактике
асоциального поведения.
4. До принятия решения о постановке на учет классный руководитель проводит
подготовительную работу: посещает семью, беседует с родителями (или
лицами их заменяющими), выясняет все аспекты проблемы и возможные
причины ее возникновения, с согласия несовершеннолетнего (или родителей)
организует консультацию психолога, составляет психолого-педагогическую
характеристику.
5. Совет профилактики, рассмотрев представленные документы (психологопедагогическую характеристику, акт обследования, объяснительные и другие
документы) принимает решение о подаче ходатайства в КДН о постановке
семьи на учет и планирует основные направления работы с подростком и
семьей.
6. Решение о снятии с учета принимается в случае положительного результата
проведенных мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного
решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет.
Решение о снятии с учета принимается на Совете профилактики.
IV. Содержание работы с семьями, находящимися в
социально опасном положении и «группы риска».
1. Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель в
зависимости от степени неблагополучия семьи периодически посещает семьи
для контроля за ситуацией и оказания помощи; каждое посещение
оформляется контрольным актом с анализом доминирующего фактора в
5
характеристике семьи:
1 раз в неделю - посещение семей, где родители допускают физическое
насилие в отношении детей, где дети голодают;
1 раз в месяц - посещение семей, где родители злоупотребляют спиртными
напитками, наркотическими веществами, не контролируют поведение
ребенка, являются правонарушителями или ребенок является
правонарушителем;
1 раза в год - посещение семьи группы риска;
классный руководитель планирует и контролирует занятость учащихся во
второй половине дня, в каникулы, посещаемость уроков, текущую и
итоговую успеваемость учащихся;
о проведенных мероприятиях классный руководитель докладывает на Совете
профилактики, педагогическом совете, совещании при директоре;
коллегиально составляется программа общепрофилактической и
реабилитационной работы с семьей;
о всех значимых изменениях (негативных и позитивных) классный
руководитель
(психолог)
докладывает
заместителю
директора
по
воспитательной работе.
2. Общеобразовательное учреждение реализует межведомственный подход к
реабилитационному процессу, основанный на единой информационной базе.
Обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
6